Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В наш век технологий и массового охвата информации человек мо-жет познать мир не выходя из дома. Нельзя сказать, что это хорошо или что это плохо, мы лишь признаем, что это есть. Человек узнает о событи-ях, случившихся в тысяче километров от него, о людях, которых он нико-гда не видел вживую, о местах, где он никогда не был. И все это при по-мощи телевидения и Интернета.
Сейчас на телевидении, и тем более в Интернете, появилось очень много таких программ, поэтому будущим журналистам, было бы интерес-но ознакомиться с классиками жанра и понять принципы работы над таки-ми программами. Таким образом, целью этой работы является знакомство с путевыми очерками на экране. Чтобы прийти к этой цели, мы выполним некоторые задачи, а именно:
• Познакомимся с историей жанра.
• Рассмотрим несколько телепередач, которые считаются класси-кой жанра путевого очерка, ознакомимся с принципами их съемки и веде-ния.
• Поговорим о научно-популярных фильмах-путешествиях.
• Подведем итог, какие же все-таки моменты наиболее важны для хорошей телепередачи о путешествиях.
• Ознакомимся с советами мэтров о том, каких вещей стоит избе-гать и как правильно подготовиться к съемкам.
Во время написания этой работы мы ознакомимся с большим коли-чеством видео-материала: передачами «Клуб путешественников» («Пер-вый канал»), «Непутевые заметки» («Первый канал»), «В поисках при-ключений» (ТК «Россия»), «Одноэтажная Америка» («Первый канал»), «Орел и решка» (ТК «Интер», Украина), а также фильмами-приключениями телеканала ВВС. Конечно, перечисленные передачи и фильмы являются лишь малой частью видео-материалов, которые показы-вают красоты нашей планеты, но нам будет достаточно их для ознакомле-ния с техникой жанра путевого очерка. Для написания главы об истории трэвел-журналистики автор работы ознакомился не только с видео-примерами, но и с печатной публицистикой: работами А. Н. Радищева, А.П. Чехова, Ильфа и Петрова. И конечно не обошлось без методических работ мэтров трэвел-журналистики Р. Поттса, Г. Кубатьяна, М. Желихов-ской.
Глава 1. Понятие и история трэвел-журналистики
1.1 Понятие, тематика и жанровые разновидности
трэвел-журналистики
Трэвел-журналистика представляет собой синтетическое направление, опирающееся на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа, то есть информацию, связанную с путешествиями и туризмом, и, как след-ствие, аудиторию, соответственно заинтересованную в специфической те-матике.
В конце ХХ века туризм перерос в глобальную индустрию, а путеше-ствие стало едва ли не обязательной частью времяпровождения для значи-тельного количества граждан. По данным World Tourism Organization, в 2017 году количество международных туристов составило порядка мил-лиона человек. В последнее время средства массовой информации, функ-ционирующие в этой сфере, переросли в масштабное направление, полу-чившее название трэвел-журналистики — особую синтетическую группу в масс-медиа, предоставляющую информацию о путешествиях в контексте таких тем как география, туризм, история и культура. Изначально журна-листика путешествий оповещала людей о необычном и интересном вокруг них, а сегодня она представляет собой содержательный элемент с панора-мой культурного и досугового образа жизни, без которого немыслима по-знавательная журналистика в целом.
Потребность читательской аудитории в трэвел-журналистике в на-стоящее время обусловлена двумя факторами: стремительным развитием туристического бизнеса и необходимостью получения нужной информации о конкретном регионе или стране. Таким образом, на данном этапе журна-листика путешествий является востребованным форматом как среди авто-ров, так и среди аудитории различных масс- медиа. Читательский и зри-тельский интерес к медиатекстам о путешествиях у современного человека вызван различными причинами, к которым можно отнести установившую-ся традицию чтения произведений путешественников ХХ века (Н.М. Прже-вальского, М.В. Певцова, В.К. Арсеньева и др.), а также популярность са-мого путешествия как формы социокультурной деятельности. Трэвел-тексты или трэвелоги сегодня высоко востребованы не только в специали-зированной прессе, но в и глянцевых журналах, ежедневных газетах, элек-тронных изданиях — сайтах, блогах, порталах.
В условиях возрастающей популярности внутреннего и внешнего ту-ризма в России и других государствах, и постепенного увеличения пред-ложений на рынке туристических услуг, трэвел-журналистика выходит на мировой уровень. Возникает необходимость не только в поддержании ин-тереса у потенциальных клиентов к популярным маршрутам, но и в каче-ственном освещении новых предложений. Это позиционирует трэвел-журналистику как популярное и перспективное направление развития СМИ федерального и регионального уровней, изучение которого стано-вится важнейшей актуальной проблемой, имеющей не только научный, но прикладной характер.
Теоретическое осмысление журналистики путешествий невозможно без исследования целостности медиасистемы — того интегративного результа-та, который рождается на основе взаимодействия ее компонентов. В этой связи особую значимость приобретает анализ регионального медиасегмен-та трэвел- журналистики, основным преимуществом которого является близость к читателю. Именно журналисты подобных изданий располагают значимой информацией — интересами потребителей в рамках зоны рас-пространения. На данный момент территориальное направление в отече-ственной теории и практике журналистики, паблик рилейшнз и рекламы представлено недостаточно по сравнению с коммуникативными стратегия-ми в сфере общенациональных туристических потоков. Региональная трэвел-журналистика весьма редко попадает в область зрения исследова-телей. При этом необходимость как теоретического, так и прикладного конструирования и продвижения «местных» туристических продуктов от-мечается не только узкими специалистами, но и формируется на уровне общественного сознания. Таким образом, в научном сообществе проблема успешного функционирования региональной трэвел-журналистики на со-временном этапе находится в стадии разработки. Сегодня во многом именно журналистика путешествий оказывает влияние на национальную самоидентификацию людей, преобразует информацию из одного культур-ного контекста в другой, формирует у аудитории новый образ различных ментальностей, зачастую детерминированный PR-агентствами.
1.2. История трэвел-журналистики
Конечно, как большая часть телевизионных жанров и трэвел-журналистика появилась сначала в печатной публицистике. Я бы не хотела останавливаться на этой теме подробно, поскольку работа посвящена те-левизионной трэвел-журналистике, но все-таки нельзя не сказать о путевых работах известных писателей.
Генрих Гейне «Путевые картины».
Состоит из 4 томов: «Путешествие по Гарцу»; «Северное море» и «Идеи. Книга Ле Гран»; «Путешествие из Мюнхена до Генуи» и «Луккские воды»; «Город Лукка» и «Английские фрагменты». Конечно, это в первую очередь произведение художественное, но в целом здесь описываются кар-тины природы с живыми наблюдениями политических сценок и разных интересных случаев. «Путевые картины» явились самым острым выраже-нием оппозиционной мысли в немецкой литературе эпохи Реставрации.
Александр Николаевич Радищев «Путешествие из Петербурга в Моск-ву».
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учебное пособие./ - Тертыч-ный. А.А. – М.: Аспект Пресс, 2015.
2. Ким М. Жанры современной журналистики./ - Ким М. – СПб., 2014.
3. Генрих Гейне. Путевые картины./ Гейне Г. — М.: ИД Дейч, 2016.
4. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву./- Радищев А.Н. – М.: Художественная литература, 1987.
5. Чехов А.П. Из Сибири. Остров Сахалин./- Чехов А.П. – М.: Правда, 1985.
6. И. Ильф, Е. Петров. Одноэтажная Америка./ - И. Ильф, Е. Петров. – СПб.: Текст, 2013.
7. В. Познер, Б. Кан, И. Ургант. Одноэтажная Америка./ - В. Познер, Б. Кан, И. Ургант. – М., Зебра Е, 2015.
8. Покровский С. История «Клуба кинопутешествий» глазами одного из его со-здателей //Всемирная энциклопедия путешествий.
http://planetguide.ru/entry/several/23/?order_by=2
9. О проекте «Клуб путешественников» на сайте «Первого канала». http://www.1tv.ru/projects/si=22
10. О проекте «Непутевые заметки» на сайте «Первого канала». http://www.1tv.ru/sprojects_in_detail/si=31
11. В. Снегирев. Съел таракана и запил кровью кобры.//Российская газе-та №3544 от 6.08.2004.
12. Архив программы «Орел и решка». http://inter.ua/ru/video/program/orel_reshka
13. Фильм ВВС «Живой мир. Хоккайдо – сад богов». http://online-docfilm.com/bbc/bnature/1488-zhivoy-mir-hokkaydo-sad-bogov.html
14. Архив сериала ВВС «Планета Земля». http://www.online-life.ru/1067-bbc-planeta-zemlya.html
15. Rolf Potts. Advice to Travel Writers.
http://www.transitionsabroad.com/publications/magazine/0407/rolf_potts_travel_writing_tips.shtml
16. Reily Collins. How to: get travel-writing commissions. http://www.journalism.co.uk/news-freelance/how-to-get-travel-writing-commissions/s12/a53048/
17. Г. Мельникова. Интервью с Марией Желиховской// Nikon. http://www.nikon.ru/ru_RU/local_content/AtService/05-travel.page
18. Григорий Кубатьян. Моя трэвел-журналистика// Жизнь в дороге. http://kubatyan.blogspot.ru/2009/01/blog-post_28.html